Главная Биография Дискография Репертуар Афиша Статьи Фотоальбом Отзывы
«Скрытый аромат серебряного века в Москве»

Хрустальный голос Ольги Храмцовой вызывает дрожь у тридцати слушателей. «Будет дружба и любовь еще, только это не для наших сердец, а для других, мой дорогой».

Ольга Стрельцова аккомпанирует на рояле и вторит более низким голосом. Достаточно было бы закрыть глаза, чтобы представить себя на одном из вечеров прошлого века, описанных Толстым, на которых московская аристократия наслаждалась звуками фортепьяно и голоса.

Но очарование прерывается более низким гудком «Jeep Cheroki», паркуемым ниже. Мы находимся на втором этаже богатого особняка на Тверской, «московских Елисейских полях».

ОЛЬГА ХРАМЦОВА долгие годы пытается возродить русские романчы серебряного века, авторы и композиторы которого постепенно предаются забвению.

Держа руки на рояле, она поет романсы Шиловского, Чернявского, Штейнберга и Зубова, поэмы полные меланхолии.

Дело кажется почти безнадежным в столице заполненной казино, стриптиз-клубами, где царствует сомнительный вкус новых русских.

В этот вечер зал наполовину пуст, но волнение присутствует в этом историческом салоне, куда Зинаида Волконская приглашала в XIX веке лучшие голоса столицы, и который принимал знаменитого баса Федора Шаляпина.

ОЛЬГА ХРАМЦОВА утопает в букетах цветов: «Я люблю искренность русских романсов, музыкальность и исходящую от них эмоциональность, они всегда много значили для русской души» - объясняет Ольга, с глазами цвета голубой лаванды и длинными белокурыми волосами.

С начала семидесятых годов эта москвичка буквально не вылезает из библиотеки им. Ленина, от руки переписывая десятки забытых партитур.

При коммунизме она не имела зала для самовыражения. Сегодня она поет перед немногочисленными слушателями, но утверждает, что это ее не смущает. «Романс предназначен для небольших залов, где можно видеть глаза людей».

Серебряный век был в апогее всего двадцать светящихся лет, затем вновь темнота. Но у романса хватило энергии, чтобы пересечь семьдесят лет коммунизма.

«В прошлом веке промышленники (Рябушинский,Третьяков, Морозов) вкладывали миллионы в искусство, но больше нет таких меценатов…» – говорит Ольга Храмцова, перед тем, как выйти наружу, к московским шуму и пробкам.

.

.

Москва, 12 февраля 1995 года
Борис Башос, Агенство «Франс Пресс»